Меню Рубрики

Вдовиченко А.В. Мифы единства «языка» и языковой идентичности. Раннее христианство и «русский мир» // Диалог со временем, 2016 (55). С. 5-19

В статье рассматривается понятие «язык» как инструмент формирования идентичности. Автор приводит доводы в пользу того, что понятие «язык» не эффективно для моделирования процесса естественного говорения/письма, и не может играть прежней доминирующей роли в формировании идентичности, понимаемой как осознанное и признанное неким сообществом единство. Рамочной идеей, способной охватить тенденции переосмысления «языка» в описательных схемах, выступает коммуникация и личное коммуникативное действие. Для вербальных фактов, составляющих естественное говорение/письмо, эти понятия задают единственно возможную систему, в которой вербальный материал может быть корректно интерпретирован и описан. В вопросах идентичности переосмысление (или даже упразднение в прежнем статусе) понятия «язык», признание его мнемотехнической, утилитарной, но не онтологической ценности, ведет к девальвации языкового фактора. Интерпретация эллинистических иудейских и раннехристианских (иудеохристианских) сочинений, к которым относят грекоязычные библейские тексты (Септуагинта и НЗ корпус), до последнего времени была сферой исключительной компетенции строго языкового подхода. Для более адекватного представления статуса этих текстов и языковой идентичности авторов и переводчиков в статье приведена аналогия с современным русскоязычным пространством. Подобно современным церковнославянским текстам, создаваемым в традиционных формах, тексты Септуагинты и НЗ были ориентированы на традиционное сообщество и воспринимались как эпические, архаизирующие, возвышенные, обособленные от прочих современных лингвистических практик. Статус этих текстов и соответствующая трактовка идентичности их авторов становятся возможны при коммуникативной интерпретации естественных вербальных фактов.

 

roii-dialogue-55_1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *